Смальта для мозаики что это?

Смальта для мозаики что это?

Что такое Смальта

«Смальта» переводится как «плавить». Это — цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, применяемое для изготовления мозаик. Этот материал имеет многовековую историю. Смальту (небогатую по оттенкам) начали применять ещё в античную эпоху в дополнение к мозаике из камней. В XVII-XIX вв. в Европе смальта широко применялась для имитации масляной живописи [в т. ч. и в России (например, смальтовые мозаики, созданные М. В. Ломоносовым)]. Одной из ведущих отраслей монументально-декоративного искусства являются смальтовые мозаики в ХХ веке.

Смальта в России

Следующий этап в истории смальты в России — вторая половина XIX века. Идея замены икон и элементов оформления Исаакиевского собора мозаиками способствовала быстрому росту интереса к смальте и мозаике со стороны как ответственных за строительство лиц, так и всех, кто так или иначе считал себя причастным к архитектурному и художественному миру двух российских столиц.

Основным местом производства смальт стала мастерская Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Кроме Исаакиевского собора еще одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова (Спас на крови).

В послевоенное советское время Смальта использовалась практически повсеместно — как для создания монументальных мозаичных панно, так и для украшения станций метро и остановок общественного транспорта, как для оформления помпезных общественных зданий, так и для небольших интерьерных композиций в детских садах. Отдельным направлением стало использование смальты в оформлении фонтанов в курортных и южных городах.

В конце XX века были разработаны промышленные технологии изготовления смальты, в том числе готовых мозаичных элементов заданных размеров и формы. Тем не менее, большая часть мозаик из смальты по-прежнему набирается вручную из материала, изготовленного также ручным способом.

Свойства Смальты

Смальта обладает уникальным свойством — она светится изнутри. Благодаря этому она широко применялась и продолжает применяться в производстве витражей и художественных интерьерных мозаик, а также в качестве декоративного материала для внешней и внутренней отделки строений. Цветовая гамма смальты поистине не знает границ. Несмотря на то, что смальта относится к одному из видов стекла, этот материал обладает завидной стойкостью к ударам. К тому же смальте не страшны морозы, что немаловажно для нашей страны.

Различают прозрачную смальту (стекло, окрашенное огнеупорными красителями) и глухую (опаловую) смальту, получаемую введением в стеклянную массу веществ, заглушающих прозрачность (двуокись олова, окись сурьмы и др.). Стекломассу перерабатывают в кубики и пластинки штамповкой или раскалыванием. Изготовляют также жилистую и пятнистую смальту (в одном куске которой путём термической обработки соединяется смальта нескольких оттенков), золотую и серебряную (в которой между основным слоем стекла и покровным слоем запрессовывается фольга)».

Область применения

Мозаичные панно… картины — все это настоящие произведения искусства, главным элементом которых является смальта. Любое изделие, выполненное из смальты или с ее «участием», имеет множество «лиц». Дело в том, что данный материал обладает уникальной способностью изменяться под действием света.

Смальта обладает еще одной характеристикой, свойственной стеклу: она не поглощает воду. Это говорит о том, что использовать ее можно там, где преобладает воздействие воды и влаги. А где, как не в бассейне возможно это преобладание. В связи с этим смальта широко используется для облицовки бассейнов, а также помещений, связанных с повышенной влажностью (в сантехнических узлах и ванных комнатах). Но не только способностью отталкивать влагу славится смальта.

Помимо всего прочего смальта — огнеупорный материал, и ее (в отличие от обычного стекла) используют для облицовки каминов.

Все наши мозаичное панно из смальты смотрите здесь под хештегом #мозаика из смальты

Смальта. Советы начинающему мозаичисту

Смальта — цветное непрозрачное или полупрозрачное стекло, отлитое по специальной технологии и используемое для изготовления мозаик. Более-менее стабильную технологию получения цветного стекла разработали в Древнем Риме, но расцвет смальты как серьезного отделочного материала состоялся несколькими веками позже — в Византии. Восточный Рим собирался стоять тысячелетия, и византийские базилевсы строили храмы и дворцы примерно на пару-другую тысяч лет вперед. Смальта оказалась как нельзя лучше подходящим материалом для таких грандиозных целей. Яркая, не теряющая цвета со временем, морозостойкая, водостойкая смальта стала основным материалом для мозаик, да так и прошла сквозь века именно в этом качестве.

Мозаика из смальты

Обычно смальту не рекомендуют в качестве материала для домашнего творчества. Действительно, для новичков особенности работы со смальтой кажутся непреодолимым препятствием. Но с соблюдением минимальных правил и приобретением некоторой сноровки работа со смальтой становится творческим откровением. Возможности смальты безграничны, и создание мозаик от небольших вставок в керамическую плитку до больших настенных панно позволяет превратить любую квартиру или дом в уникальный объект декоративно-прикладного искусства. У мозаики из смальты есть и одно важное преимущество — ей можно облицовывать криволинейные поверхности, так что любые недостатки строительства можно удачно скрыть с помощью небольших мозаичных декоров.

Что важно знать начинающему мозаичисту при работе со смальтой?

Первое. Российская смальта выпускается обычно в виде так называемых «блинов» и «блоков». Блин — это плоский одноцветный смальтовый овал размерами около 20-30 см на 40-60 см и толщиной 0.5-0.9 см. Блины отлично подходят для самых первых работ — фактически их достаточно поколоть на элементы и можно выкладывать мозаику. Толщина элементов подходит как для прямого, так и для обратного набора.

Блоки — это квадратные или прямоугольные массивы смальты размерами от 15*15 до 25*25 см и толщиной от 0.7 до 3 см. Блоки часто изготавливаются из смеси смальтовых масс разных цветов, что создает уникальные сочетания цветов, полутонов, градиентов во внутренней фактуре блока. Блоки предполагают более сложную предварительную подготовку, для ряда мозаик предпочтительнее не колка, а распил стекла с помощью специальных инструментов. Но блоки создают более интересную цветовую гамму и позволяют использовать материал с разными поверхностями.

В продаже можно встретить и итальянскую смальту, которая обычно выпускается небольшими кубиками от 2*4 до 4*5 см толщиной 1-2 см. Такие заготовки легко колоть на элементы. Но стоимость итальянской смальты в среднем в полтора-два раза выше при отсутствии значительных преимуществ в свойствах и внешнем виде.

Мозаика из смальты - прямой набор

Второе. Основной метод получения мозаичных материалов — колка. Используются для этого пеньки (как для работы стоя, так и для работы сидя), на которых закрепляется специальное металлическое ребро. Заготовка смальты устанавливается на это ребро, сверху прижимается специальным долотом, по которому наносится удар молотком. Разумеется, существуют и более сложные устройства для колки, в том числе механизированные и автоматизированные, но для домашнего творчества их можно рекомендовать уже опытным мозаичистам.

Что нужно иметь в виду? Смальта — стекло. Кромки и ребра получающихся тессер (так называются кусочки — элементы для мозаики) — острые, о них можно порезаться. Поэтому рекомендуется работать в перчатках. Для начинающих мозаичистов особо рекомендуется обращать внимание на возможную траекторию отлета отколовшегося кусочка смальты. И защищать глаза с помощью специальных очков (подойдут самые простые строительные, продающиеся в любых магазинах).

Практический совет — сразу сортировать все элементы по цвету (и даже по размеру, если замыслено нечто большого размера). Это можно сделать с помощью пластиковых коробок или корзинок, а также использовать любой вторичный материал (коробки из под соков, например). Еще один совет — не выбрасывать и не расстраиваться из-за неровно получившихся элементов. Опытные мастера знают, что даже самый неудачный скол может пригодится если не в этой мозаике, так в следующей.

Для описания возможных поверхностей смальты требуется отдельная статья, однако начинающим матерам надо знать, что у «кубика» тессеры может быть гладкая блестящая поверхность, гладкая матовая поверхность, ровная поверхность распила, ровная и неровная поверхность скола. В зависимости от назначения и художественного замысла использовать можно любые поверхности, получая в результате как гладкую поверхность столешницы, так и неровную играющую бликами поверхность крупноформатного мозаичного панно.

Третье. Прежде чем начинать составлять мозаику, следует выбрать одну из двух базовых техник набора.

Мозаика из смальты - прямой набор

Прямой набор — это выкладка мозаики лицевой стороной вверх, когда прямо в цементный или клеевой состав помещаются тессеры смальты, сразу образуя рисунок. Преимущества прямого набора — сразу видно, что получается, легко заменить одну или несколько тессер. Прямой набор рекомендуется для облицовок непосредственно по месту и для художественных проектов с имитацией живописи.

Обратный набор — это укладка мозаики лицевой стороной вниз. Набранный рисунок заливается смесью основы, после застывания которой переворачивается и затем подвергается финишной обработке (в зависимости от назначения и конкретной техники это может быть заливка швов, подравнивание краев тессер и т.п.) Преимущества обратного набора — простота получения ровной поверхности мозаики, возможность создания «сборочного модуля» большой мозаики. Обратный набор рекомендуется для любых мозаик, требующих перемещения до объекта и для создания практических мозаик на столешницах, полках и т.п.

Выбор конкретного материала основы зависит от вида мозаики и ее последующего использования. Обычно используются цементные смеси с добавлением песка, причем предпочтительнее использовать чистый кварцевый песок без органических примесей. Но можно создавать мозаики на основах из разных материалов с помощью клеев.

Что можно украсить с помощью мозаики?

1. Декорировать плитку в санузле, ванной комнате, сауне, бассейне. Причем мозаику можно как внедрять небольшими вставками в плитку, так и заменять отдельные плитки небольшими мозаичными декорами. Следует иметь в виду, что поверхности, которые имеют контакт с человеческими телом, должны быть отшлифованы, чтобы не оставалось шероховатостей.

2. Декорировать мебель. Надоел скучный столик? Попробуйте преобразить его с помощью мозаичной столешницы. Слишком уныла дверца шкафа? Добавьте ей красок с помощью мозаичного узора. Необходимость финишной шлифовки мозаики здесь также актуальна.

3. Украсить вазу, цветочный горшок. Это скорее подойдет для ландшафтного дизайна. Чем покупать и городить в саду нелепые и уродливые пластиковые фигуры, куда наряднее и изысканнее украсить сад эксклюзивной собственноручной мозаикой. Смальтовые мозаики хорошо держатся на керамике и не боятся сырости и морозов (необходимо, конечно, еще и правильно подобрать или сделать строительную смесь).

4. Создать художественное панно. Это проще всего, и готовое изделие можно использовать практически где угодно. Мозаики не боятся солнечного света, поэтому их без опасения можно размещать на солнечных стенах как внутри, так и снаружи дома.

Все о смальте

Смальта — непрозрачное цветное стекло, получаемое по специальной технологии выплавки с добавлением различных оксидов металлов.

Слово смальта произошло от немецкого существительного smalte, которое в свою очередь образовалось от глагола schmelzen — плавить, расплавлять. (Процесс плавки также дал название «эмалям»- стеклоподобным массам, используемым в отделке различных предметов, и для декоративных целей. Только в этом случае основой стало французское email — smeltan)

Технология производства смальт была изобретена незадолго до начала новой эры, в Римской империи. Но серьезные мастерские по выплавке смальт появились лишь несколько веков спустя, в Византийской империи. Сегодняшние производства могут быть как промышленными, использующими различные автоматизированные комплексы, так и ручными, в которых отливки производятся по старинным рецептам.

Смальтой часто называют также кусочки различной формы из непрозрачного стекла. Кусочки получаются методом случайной или направленной колки пластин-заготовок из смальтового стекла, иногда заготовки режут специальными инструментами. Форма кусочков и размер зависит от целей, для которых их собираются использовать. Некоторые технологии также позволяют получать элементы методом штамповки. В современном декоративном искусстве используются как мельчайшие кусочки смальты, так и крупноформатные фрагменты заготовок с необработанной сколотой поверхностью.

В России XVIII-XIX века термин шмальта иногда применялся для обозначения мозаичных картин и самой мозаики как техники создания изображений. Смальтой именовали также голубую краску из толченого стекла (кобальтовую синь), но сейчас такое название уже не употребляется.

В современной литературе можно встретить различные заимствованные названия элементов мозаики и кусочков смальты — типсы, чипсы и даже типисы.

Традиционно, на протяжении тысячелетий, смальта используется для создания мозаик и мозаичных композиций. Древний Египет, Античная Греция, Римская империя и Византия — большинство древних культур оставило памятники мозаичного искусства из камня и смальты.

Уникальные художественные свойства смальты

Десятки тысяч цветов и оттенков разной яркости, насыщенности и глубины.
Эффект внутреннего свечения, создающий уникальные визуальные эффекты.
Классические и неожиданные сочетания и комбинации взаимопроникающих цветов.
Игра света, бликов, отражений в сложной рельефной поверхности или гладкой зеркальной.

Характеристики смальты

Долговечность — ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость ко многим агрессивным средам
Стойкость цвета — смальта не выцветает на солне, не размывается дождем, устойчива к различным воздействиям
Универсальность — от миниатюрных элементов декора из нескольких кусочков до художественных композиций из сотен тысяч элементов.
Функциональность — от камерных частных интерьеров до колоссальных пространств религиозных сооружений, общественных зданий и специальных помещений (например, станций метро). Возможность создания устойчивых к среде художественных картин определило популярность мозаик из смальты для отделки внутренних интерьеров и внешних фасадов православных храмов. Водостойкость и отсутствие проникновения в глубь материала частиц воды позволяет использовать смальту для отделки мокрых зон, бассейнов, фонтанов. Многообразие цвета и форм помогает использовать смальту в декоре детских и правительственных учреждений, вокзалов и аэропортов, медицинских и образовательных учреждениях.

Мозаика из смальты — это красота, эффектность и шанс войти в историю!

Смальтовая мозаика

В этой статье мы постараемся ответить на вопрос: что такое смальта и в чём её основное отличие от стеклянной мозаики? Год назад мы по просьбе заказчика выполнили несколько образцов сходных по тематике и цветовой гамме, но совершенно различных по технике исполнения. Мы сравним их, и тогда разница будет очевидной.

Фрагмент панно выполнен в технике стеклянной мозаики. Студия «Александрия».

Мы знаем, что этот вид мозаики выполняется следующим образом: из больших, но достаточно тонких (3,5-4мм) листов цветного стекла мастер нарезает элементы будущей мозаики: модуль различного размера и, если так диктует задача, крупные фрагменты. Детали фрагмент к фрагменту плотно стыкуются друг с другом, для более точной подгонки стёкла обтачиваются на станке. Поверхность такой мозаики гладкая, мозаика лежит точно в одной плоскости. Поэтому этот вид мозаики очень хорош для интерьерных работ.

Но до начала ХХ века искусство знало только смальтовую мозаику. Рим и Византия дали классические образцы, по сути, технология и основные приёмы выкладки мозаики были разработаны ещё в эти два исторических периода.Дальнейшее развитие мозаичного искусства шло по пути уточнения и совершенствования основ.

Классическая смальта – это цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, изготовленное по специальной технологии.

Изготовление смальты

Изготовление смальты – процесс, состоящий из нескольких этапов:

  • В плавильных печах варится стекло, в состав которого обязательно входят оксиды металлов, которые окрашивают массу в определённый цвет и вещества, заглушающие и устраняющие прозрачность. Например, сульфиды.
  • Горячую массу стекла выливают на металлические листы , она растекается, как при выпечке блинов. Получившиеся «блины» толщиной приблизительно в 10-20мм одного и того же цвета складируются. Для того, чтобы в смальтоварне сформировалась длинная, то есть большая цветовая палитра, выплавкой нужно заниматься не один год. А опыт итальянских производств в Равенне говорит о десятилетиях и сотнях лет непрерывной работы. Смальта производство – процесс, требующий работы хорошего технолога-химика.
  • Из «блинов» мастер-мозаичист накалывает тиссуры– модуль( небольшие кусочки). Размер и форма тих элементов может варьироваться, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на уложенных под разными углами элеементов на поверхностях стен, куполов, потолков. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам.
  • Если нам нужна цветная смальта, купить мы можем, как уже готовый наколотый модуль, так и материал «в блинах».

Цветная смальта – готовый модуль, часть палитры; производство:Италия.

Панно из смальты

Есть два способа выкладывания рисунка: прямой и обратный наборы. Не углубляясь в тонкости технологии, скажем только, что с помощью прямого набора выкладываются сложные, высоко-художественныепанно из смальты. При помощи обратного набора целесообразно делать масштабные крупные работы, в этом случае время работы серьёзно сокращается.

Фрагмент мозаики из колотой смальты. Прямой набор. Студия «Александрия».

Картины из смальты

Смальтовая мозаика по сравнению с её стеклянной родственницей выглядит несколько более брутально. Для некоторых работ данное качество может быть как плюсом, так и минусом. В том случае, когда необработанные сколы смальты не являются специальным художественным приёмом, поверхность мозаичных панно можно полировать до гладкого состояния. Так выполнялись картины из смальты в XIX веке. Например, таким образом сделаны мозаичные иконы для Исаакиевского собора:

Фрагмент мозаики. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.

Золотая смальта

В мозаике широко применяется золотая смальта. Технология изготовления этого материала была разработана в византийский период. Между двумя стёклами закладывается листик золота, и всё вместе запекается в муфельной печи. Так как верхнее стекло сверх-тонкое(0,4-0,5мм), у зрителя возникает впечатление, что золото лежит прямо на поверхности стеклянного кубика.

Микромозаика из смальты

Особенный вид декоративно-прикладного искусства — микромозаика из смальты. Считается, что если в работе используется фрагменты, размер которых равен или менее 5х5мм, то мозаика уже находится в категории «микро». Выкладка рисунка выполняется при помощи пинцета.

Фрагмент микромозаики. Размер модуля 4х5мм. Студия «Александрия».

Никакая часть данной публикации не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.

Как уложить мозаику из смальты

Смальта – древней и невероятно красивый материал. Смальту получают путем переплавки стеклянной массы с добавлением оксида металлов. В результате получают кубики или пластинки богатейшего спектра оттенков и фактуры. Выпускают также смальту болоками, которые требуют предварительной колки.

Как уложить мозаику из смальты

Смальта может быть матовой и блестящей, с гладкой или неровной поверхностью, прозрачной или плотной, цветной, золотой, серебряной, медной. Необыкновенный эффект мерцания, сияния смальты позволял создавать из нее настоящие шедевры мирового искусства и доныне украшающие Византийские и Русские храмы. Техника стеклянной мозаики была опробована незадолго до нашей эры в Римской Империи. Тогда стали изготавливать голубое, бирюзовое и кобальтовое стекло. Спустя несколько столетий, в эпоху Константинополя, цветовые оттенки смальты исчислялись тысячами.

Богатейшая палитра цвета, насыщенности, яркости и прозрачности смальты на древних мозаиках не уступает живописным полотнам, а по прочности и долговечности во много раз превосходит и фреску.

Смальта не гниет, не подвержена стиранию, необыкновенно износостойка. Полы Римских вилл и храмов сохранили свое очарование даже там, где не осталось ни предметов обихода, ни стен. Минимальный коэффициент стирания позволяет украшать смальтой поверхности даже с интенсивным ежедневным использованием: полы, лестницы, скамьи, применять в декоре учреждений и общественных мест.

Смальта совершенно не поглощает воду, поэтому ее живописная поверхность может покрыть ванну, купель, бассейн, фонтан. Только представьте себе ванную, переливающуюся всеми оттенками узоров и золотым сиянием! Небольшие мозаичные вставки, фризы могут дополнить общую отделку комнаты.

Смальта — жаропрочный материал и с успехом применяется при облицовке каминов и печей.

Смальта морозоустойчива, и используется как в интерьере, так и для отделки фасадов, элементов ландшафтного дизайна. Благодаря своей способности покрывать любые, даже самые сложные криволинейные поверхности и богатству цвета – использовать ее можно везде, где вы пожелаете: в доме и на улице, в ванной, гостиной, спальне; на стенах, столах, полах, мебели, посуде; как дополнительный декор или самостоятельное украшение.

Чтобы мозаика из смальты радовала вас долгие-долгие годы, при укладке необходимо соблюдать все тонкости технологии. Небольшие декоративные панно можно изготовить и самостоятельно, но это также требует обучения, опыта, совета мастера. При использовании смальты в интерьере лучше всего обратиться к специалисту.

Первый этап укладки смальты – это подготовка поверхности. Поверхность должна быть тщательно выровнена, так как мелкие кусочки смальты будут старательно повторять каждый изгиб и каждую неровность. Естественно наносить смальту надо на прочное, не крошащееся, чистое и сухое основание. Если речь идет о ванной, сауне или бассейне – предварительно проводят работы по гидроизоляции. Стены помечают и делят на квадраты, равные размерам листа матриц.

Сейчас смальту редко укладывают вручную, по одному камню. За такую работу берутся профессионалы мозаичисты. В таком случае работа художника будет равняться его мастерству, но в любом случае обойдется не дешево. Но и результат будет великолепным.

Сегодня смальту выпускают в виде матриц на бумажной или сетчатой основе. Можно купить готовые фартуки на кухню с орнаментами, рисунками, картинами; фризовые узорные бордюры в ванную или целые «живописные» полотна. Для хамам можно подобрать «ковер» на пол с узором в турецком стиле.

Читайте также  Механизм трансформации пантограф что это?

Матрицу, как правило, изготавливают из равных пластинок кубиками, а не случайным набором, что позволяет снизить трудозатраты и итоговую стоимость.

Смальта – стекловидный материал с низкой пористостью и требует специально подобранного клея высокой клеящей способностью, эластичностью и белого цвета. Смальту на бумажной основе наносят непосредственно на клей, а бумагу аккуратно снимают после, слегка увлажнив водой. Смальту на сетчатой основе укладывают, мягко притирая резиновым шпателем.

Через сутки приступают к затирке. Для затирки нужна паста, также как и клей, высокой эластичности, содержащей латекс. После окончания затирочных работ поверхность мозаики бережно очищают, чтобы не вымыть пасту из швов.

Квалифицированные рабочие смогут провести все работы по подготовке и нанесению стеклянной мозаики, соблюдая все температурные и временные нормативы, подберут нужный клей, пропитку для поверхности и затирку.

Ваш маленький шедевр украсит дом своим мерцанием чистого золота и яркого цвета и сохранит это очарование неизменным еще очень долго.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector